Александр Соколан (avsokolan) wrote,
Александр Соколан
avsokolan

УТОПИЯ



Решил было уже не писать здесь больше, но оставалось ощущение какой-то недосказанности. Недавно понял, отчего.

Каждый раз, когда здесь затрагивался вопрос о значимости морали и этики в обустройстве общества, читатели указывали автору на утопичность и наивность его суждений.

Люди! Ни кто же не говорит: « О! Я придумал! Чтобы построить успешное государство, нужно чтобы каждый был умным, честным, добрым, сильным». Речь идёт об изобличении утопии другого рода: о распространённом заблуждении, что честное государство можно построить исключительно на правильных Законах и системе сдержек и противовесов, на достижении баланса (уравновешивания) интересов законченных эгоистов. У меня как раз наоборот — антиутопия-предупреждение о том, что возможные варианты устройства общества ограничиваются его ФАКТИЧЕСКОЙ повседневной моралью и этикой. Поэтому этику и мораль не только нельзя игнорировать, но и, к большому сожалению, изменить их общество тоже не может просто так, вдруг осознав своё несовершенство. А это те компоненты, которые могут отделять успешное государство от неуспешного. Потому-то либеральная идея о возможности построения либерально-демократического государства в любом народе – утопия.

Это ни в коем случае не следует понимать как приговор тем странам, которые пока никак не могут построить правовое демократическое государство, как вот Украина, например. Не вышли, мол, вы морально-этическим рылом, поэтому живите в своей клептократии и не рыпайтесь, а в настоящей демократии пущай живут немцы с финнами. Это следует понимать как указание на причины неуспеха нации, как обозначение узкого места, над которым обществу следует работать, вместо того, чтобы бесконечно переписывать законы, пытаясь поймать положение равновесия сдержек и противовесов.

Человека, как коллективное существо, природа наградила не только личным эгоизмом, но и навязала ему устремления действовать и даже жертвовать собой ради коллектива. То, что эти устремления неравномерно распределены среди людей - отдельный вопрос, но игнорировать их никак нельзя. Благодаря этим устремлениям в обществе существуют мораль и этика . Пытаться строить государство, не принимая их во внимание - все равно, что строить каменный дом на растворе без цемента. Строить общественные теории, не принимая их во внимание, либо, хуже того, оперировать ими произвольно, не понимая, как эта субстанция возникает, по каким принципам меняется и для какой цели служит – псевдонаучная белибетристика.

Ну, теперь точно всё




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments